Споры между налоговыми службами и налогоплательщиками о совпадении юридического и фактического адресов горят давно и не могут затухнуть до сих пор.
ИФНС — за совпадение...
Зарегистрированная фирма и все её обособленные подразделения, недвижимое имущество и транспортные средства должны стоять на налоговом учете по месту своего нахождения (пп.2 п.1 ст.23, п.1 ст.83 НК). При постановке на учет ИФНС пользуются сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), оттуда берётся адрес исполнительного органа юридического лица или же любого иного органа (лица), имеющего возможность действовать от имени организации без доверенности (п.3 ст.83 НК).
На перерегистрацию в новой ИФНС уходит от 2-х до 8-ми месяцев.
С организациями, которые зарегистрированы по одному адресу и по нему же фактически ведут свою деятельность, вопросов нет, а по тем, у кого юридическое место нахождения отличается от фактического, возникают вопросы. В документах у инспекторов организация числиться по одному адресу, а деятельность ведёт по другому. Такая ситуация ИФНС не устраивает. Она настаивает на единстве адресов, считая обратную ситуацию затрудняющей поиск и сбор платежей. Существующий разнобой в данных создает затруднения при исполнении судебных и других взысканий, а также при осуществлении контроля за соблюдением соответствующего законодательства в процессе деятельности организаций.
...а организации — за несовпадение
Так вести деятельность предпочитает малый и средний бизнес. Малому предприятию в России тяжело как открыться – так и трудиться. Выстроен огромный ряд организационных и материально-финансовых препятствий, которые организациям приходится преодолевать – чтобы отстоять право на жизнь. Первые из них – это трудности при регистрации организации, ее юридическом оформлении, нехватка помещений и кадровые сбои. Вторые - сложность формирования стартового капитала, барьеры в получении кредитов, налоговый пресс.
Выжить в таких условиях поможет смекалка, которая позволит обойти эти препятствия и не упасть. В случае с адресами можно воспользоваться отсутствием запрета в законе на наличие двух адресов у одной и той же организации, в случае, если такая мера как-то упрощает работу фирмы, то этим надо пользоваться.
Обещанного три года ждут
Перерегистрации фирмы с точки зрения закона – проста и безболезненна. Сбор, внесение изменений и подача требуемых документов в ИФНС по месту налогового учета много времени не требует. Затем начинается процедура по сверке в ИФНС расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами для выявления или опровержения задолженностей организации перед ними (п.3 приказ ФНС от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@). На это уходит 10 — 15 рабочих дней - в зависимости от обнаруженных расхождений данных налоговой инспекции и фирмы. Эта стадия проходит в одно время с перерегистрацией фирмы и не должна отражаться на определённые для этого сроки. В течение 5-ти дней после получения требуемых документов налоговая служба должна внести необходимые изменения в ЕГРЮЛ, сообщив фирме, и после чего в 3-х - дневный срок передать сформированный пакет документов в ИФНС по новому адресу организации. Новая инспекция должна поставить фирму на учет в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения вышеупомянутого пакета документов (выписки из ЕГРЮЛ и файла выгрузки из ЕГРН) (п. 2, п. 3 приказ ФНС от 20 декабря 2004 г. № САЭ-3-09/165@).
Предприниматели начали пользоваться тем, что не запрещено законодательно наличие у одной организации двух адресов.
Вот тут-то и начинаются проблемы. Из-за ряда причин фирма оказывается в подвешенном состоянии на неопределенный срок. С учета-то ее сняли, а на новом месте на учет не поставили. Документы, прежде чем пройти через все руки, должны отлежаться в чьем-нибудь столе. А в это время бухгалтерия организации будет думать, куда сдавать отчетность, так как уплату денежных средств в бюджет никто не отменял. Ко всему попробуют обвинить за несвоевременную регистрацию по новому месту прописки именно фирму. Но в пункте 2 статьи 109 Налогового кодекса прописано, что при «отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения» оно «не может быть привлечено к ответственности» за его совершение. Если организация уже надолго зависла с перерегистрацией, то не оставляйте этот процесс на самотек. Его движение нужно проверять. Если организация по каким –то причинам оказалась непричастной ни к одной из двух ИФНС, то необходимо сдавать отчетность до прояснения ситуации сразу в обе ИФНС или получать официальный письменный отказ в принятии документов. Наряду с этим - желательно будет написать о таком положении дел руководителю инспекции, который точно не знает о ваших проблемах.
С одной стороны, налоговые службы «душат» из-за несоответствию адресов, а с другой, — умудряются некачественной организацией работы отбить стремление исправить положение дел. Желание победить в этой борьбе у ФНС очень сильное, и работа над урегулированием пресловутого несоответствия не прекращается.
Заполняем правильно
Какой адрес указывать при заполнении счетов-фактур – ответ на этот вопрос указан в приложении 1 к правилам ведения журналов учета счетов-фактур (утв. постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914): строки 2а и 6а счета-фактуры заполняются данными о месте нахождения продавца (покупателя) соответствующим его учредительным документам, а строки 3 и 4 — почтовым адресом грузоотправителя (грузополучателя). Если по учредительным документам у предприятия два адреса (юридический и фактический), то Минфин разрешает при заполнении строк 2а и 6а счетов-фактур указывать любой из них или оба сразу (письмо Минфина от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15) . Иные комбинации адресов могут повлечь недоразумения.