Юридические адреса

Регистрация фирм

Ликвидация фирм

Внесение изменений

Лицензирование

Регистрация медицинских изделий

Дополнительные услуги

К вам пришла милиция При появлении милиции – требуется спокойствие. Помните - милиция должна действовать не произвольно, а в соответствии с установленным порядком. В каких случаях ваше предприятие могут посетить сотрудники ОВД и какими полномочиями они обладают? Если вы ладите с Уголовным кодексом – то к вам пришла налоговая проверка или у компетентных органов имеется оперативная информация о том, что в вашей деятельности не все в порядке. Органы внутренних дел согласно п. 33 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции) наделены полномочиями в сфере борьбы с экономическими преступлениями. Сотрудники МВД России имеют право принимать участие в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов <*>, а также получать сведения, составляющие налоговую тайну. ------------------------ <*> Проверка может быть организована и ОВД. Порядок направления соответствующих сведений в налоговый орган в таком случае определяется Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения, утвержденной Приказом МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37). Право органов внутренних дел на участие в выездных налоговых проверках регламентируется в ст. 36 НК РФ. Сотрудники милиции могут присоединяться к проверяющим из налоговой инспекции, но это должно быть отражено в постановлении о назначении проверки. Порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов определён в Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 (далее - Инструкция). Основанием для участия милиции является запрос налоговой службы. Сотрудники ОВД могут проверить любую организацию, если в ее деятельности есть признаки уголовного преступления, связанного с нарушением налогового законодательства или законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. УЧАСТИЕ МИЛИЦИИ В НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ Обстоятельства при которых милиция может участвовать в налоговой проверке: 1) у налоговой службы есть данные о нарушениях налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) (далее - налогоплательщики) законодательства о налогах и сборах и потребности проверки этих сведений с участием ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений; 2) при назначении выездной (повторной выездной) налоговой проверки по материалам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленным ОВД в ИФНС согласно п. 2 ст. 36 НК РФ; 3) требуется привлечение сотрудников ОВД в качестве специалистов для проведения специальных действий по осуществлению налогового контроля; 4) требуется помощь проверяющим сотрудникам налоговой службы в случаях, если: - созданы препятствия их законной деятельности - есть опасность для их жизни и здоровья. При вышеперечисленных обстоятельствах налоговая служба имеет право направить запрос в ОВД как перед началом выездной налоговой проверки, так и в процессе ее проведения (п. 9 Инструкции). Полномочия сотрудников милиции Одновременное участие в проверке нескольких органов не меняет прав и обязанностей каждого из них: работа налоговой службы регламентируется Налоговым кодексом, Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", а сотрудников милиции - Законом о милиции. Но и те и другие должны подчиняться требованиям, регламентируемым налоговым законодательством для проведения выездных налоговых проверок. Проверяющие при появлении на предприятии обязаны предъявить служебные удостоверения, а также под расписку решение (постановление) руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы о проведении выездной налоговой проверки. Истребование необходимых для проверки документов производится в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ. Форма требования о представлении документов приведена в инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138. Требование подписывается руководителем проверяющей группы и вручается руководителю проверяемой фирмы, индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку с указанием даты вручения данного требования. Таким образом, сотрудник ОВД не может требовать документы в рамках этой проверки. Все дополнительные документы истребуются через руководителя проверяющей группы на основании дополнительного требования. Оформление результатов проверки Результаты проверки оформляются в порядке, установленном статьями 100 и 101 НК РФ и Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60, но с учетом особенностей, предусмотренных для проверок, проводимых с участием органов внутренних дел. Так, акт выездной налоговой проверки подписывается всеми должностными лицами, принявшими участие в проверке: и налоговой службы и милиции . Акт не подписывают работники ОВД <*>, которые привлекались в качестве специалистов или для обеспечения безопасности должностных лиц налоговой службы, проводящих проверку. Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых вручается проверяемому лицу. ПРОВЕРКА ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ МИЛИЦИИ Сотрудники ОВД могут прийти к вам самостоятельно: для проверки сведений о преступлениях, административных нарушениях, либо во время оперативно-розыскных мероприятий. Когда имеются признаки преступления Милиция по собственной инициативе может проверить любую организацию (п. 25 ст. 11 Закона о милиции). Для этого достаточно иметь всего два основания: - сведения, указывающие на налоговое преступление; - законное постановление соответствующего должностного лица. ------------------------ <*> В этом случае третий экземпляр акта сотрудникам милиции не вручается. Информацию сотрудники ОВД могут получить: из сообщений граждан, организаций или органов власти и управления, из статей в прессе и репортажей по ТВ; в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке контрагентов организации. Периоды и сроки проверки В отличие от налоговых проверок, для которых четко регламентирован период деятельности налогоплательщика, охватываемый проверкой (последние три года), для проверок, проводимых ОВД, каких-либо временных рамок напрямую не установлено. Так как ограничения, предусмотренные УК РФ, связаны со сроками давности привлечения к уголовной ответственности. От этих сроков и зависит охватываемый милицейской проверкой период деятельности организации. Поступившие сведения о нарушении Уголовного кодекса РФ сотрудники ОВД, уполномоченные на это, обязаны проверить в течение трех дней, считая со дня его получения (ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Срок может быть продлен прокурором или вышестоящим сотрудником ОВД до 10 дней. Если требуется проверить документы, то проверка может продолжаться дольше, но не более 30 дней. Во время проверки сотрудники ОВД могут осматривать помещения и транспорт, изучать и временно изымать документы (п. 25 ст. 11 Закона о милиции). Сведения о налоговых преступлениях Если милиция информирована об уклонении налогоплательщика от уплаты налогов, то она имеет право провести проверку этой информации. Порядок проведения ОВД самостоятельных "налоговых" проверок утвержден Приказом МВД России от 16.03.2004 N 177. О назначении проверки выносится постановление, в котором указывается состав сотрудников ОВД, участвующих в проверке. Проводится проверка так же, как и выездная налоговая проверка: истребуются документы, проверяются, а затем выносится определение - составляется акт, один экземпляр которого передаётся представителю организации под подпись. Началом срока проверки является день вынесения постановления о ее проведении, а не день появления проверяющих в организации. При получении информации о налоговых нарушениях милиция в силу п. 2 ст. 36 НК РФ обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в ИФНС для принятия по ним решения. Проводится это независимо от привлечения физического лица (например, руководителя организации) к уголовной ответственности. С налогоплательщика-организации – задолжника по налогам в результате преступных действий тех или иных физических лиц, должны быть взысканы сумма неуплаченного налога, пени и штрафы. Взыскание проводят только налоговые службы. Органы внутренних дел таких полномочий не имеют. Акт проверки налогоплательщик может обжаловать в суде общей юрисдикции, а решение налогового органа - в арбитражном суде. При положительном решении арбитражного суда для налогоплательщика может быть решен и вопрос о привлечении к уголовной ответственности. "Неналоговые" преступления Все остальные, "неналоговые", проверки должны проводиться в соответствии с Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом МВД России от 02.08.2005 N 636. Сотрудники могут прийти как с проверкой, так и с ревизией. Смысл этих процедур раскрыт в вышеуказанной Инструкции N 636. Проверка - это единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности организации или предпринимателя. Ревизия - это уже комплексное контрольное мероприятие по исследованию деятельности организации или предпринимателя. Если, сотрудники ОВД явились уточнить, есть ли у фирмы соответствующее разрешение или лицензия, то это – проверка, а если, чтобы выяснить кто в ней работает, какие разрешительные документы у нее есть и другие сведения, то это - ревизия. При проведении проверки (ревизии) сотрудники ОВД имеют полномочия: - Во-первых, могут изымать у проверяемых лиц документы (либо их копии). Изъятие документов проводится с составлением протокола изъятия и описи изымаемых документов. При изъятии оригиналов документов - одновременно (либо в течение пяти дней после изъятия) - с них должны быть изготовлены копии, которые проверяющие должны заверить и отдать проверяемому лицу. Во-вторых, проводить осмотр производственных, складских, торговых, офисных и служебных помещений проверяемой фирмы или предпринимателя. Такие мероприятия проводятся в присутствии понятых и представителя проверяемого лица. В-третьих, могут изъять образцы сырья, продукции и товаров для проведения необходимых им исследований и экспертиз. В-четвертых, в ходе проверки (ревизии) могут применять фото- и киносъемку, видеозапись и другие технические средства фиксации данных, копировать информацию, содержащуюся в компьютерах. Полученные таким способом материалы прилагаются к акту проверки (ревизии). А опечатывать кассы и помещения проверяемых лиц сотрудники ОВД не могут - это дело суда <*>. Началом срока проведения проверки (ревизии) считается день вынесения постановления о проведении проверки (ревизии). По истечении 30-дневного срока проверка (ревизия) заканчивается и проверяющие должны составить и совместно с проверяемым лицом подписать акт проверки (ревизии). День подписания акта проверки (ревизии) является днем ее окончания. По результатам проверки (ревизии) проверяющие составляют акт, в котором отражаются выявленные нарушения. При отсутствии нарушений - акт проверки все равно составляется - в нем указывается - никаких нарушений в деятельности фирмы (предпринимателя) не обнаружено. Акт проверки (ревизии) составляется в трех экземплярах, один из которых остается у проверяемого лица, а два других - в милиции. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Проверить организацию можно и в рамках оперативно-розыскных мероприятий - они могут проходить в одно время с проверкой фирмы и самостоятельно. Определение оперативно-розыскных мероприятий содержится в ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД). При оперативно-розыскных мероприятиях сотрудники ОВД производят контрольные закупки, наводят справки и опрашивают граждан. Они могут собирать образцы, контролировать корреспонденцию, прослушивать телефоны и внедрять в фирмы своих сотрудников. Оперативно-розыскные мероприятия в большинстве случаев проводятся негласно. Закон об ОРД не обязывает милицию предъявлять разрешения на розыскные мероприятия. Процедура регламентируется внутренними документами Министерства внутренних дел. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся по следующим основаниям: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) ставшая известной органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информация: - о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния и о людях, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; - о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; ------------------------ <*> См. Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (п. 47 ст. 1). - о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; - о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; 3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; 4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 5) постановление о применении в отношении защищаемых лиц мер безопасности, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; 6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Таким образом, Закон о милиции предоставляет органам внутренних дел практически неограниченную возможность для проведения оперативно-розыскных мероприятий. МИЛИЦИЯ ПРИШЛА. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ? Что можно посоветовать в случае, если милиция к вам все-таки пришла? Вы имеете право: 1) потребовать у пришедших предъявить служебные удостоверения и постановление о проведении проверки; 2) посмотреть, есть ли в постановлении подпись руководителя соответствующего органа (начальника органа внутренних дел или его заместителя), печать и перечень пришедших к вам должностных лиц. Сотрудник милиции, предъявивший вам служебное удостоверение, но не указанный в постановлении, проводить проверку не имеет права. Не бойтесь - позвоните в соответствующий отдел внутренних дел – узнайте - назначена ли проверка - постановление регистрируется в милиции; 3) уточнить, какая и по каким вопросам назначена проверка. Плановую проверку нельзя проводить, если отсутствуют предприниматель или работники фирмы. Проверяющие не могут требовать от вас документы, не относящиеся к вопросам проверки (ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) "); 4) скопировать предъявленные документов переписать данные проверяющих. Желательно, в организации завести журнал учета контрольных мероприятий, в котором проверяющие обязаны сделать соответствующую запись о проверке (ст. 9 вышеназванного Закона "О защите прав... ").
Яндекс.Метрика