Юридические адреса

Регистрация фирм

Ликвидация фирм

Внесение изменений

Лицензирование

Регистрация медицинских изделий

Дополнительные услуги

Ликвидация Собственник фирмы принял решение прекратить деятельность в том или ином направлении бизнеса или поменять юридическое лицо, которое использует в работе. В этом случае необходима ликвидации юридического лица. Однако наличие кредиторской задолженности осложняет решение задачи. Предпринимателям доступны три основные возможности избавиться от ненужной фирмы: погасить долги и запустить общую процедуру ликвидации, всё бросить и ничего не делать или оставить без изменений кредиторскую задолженность и инициировать дело о банкротстве. Первый вариант мало кому понравится, если учесть, что с партнерами установлены доверительные отношения, вследствие чего единственной задолженностью остается налоговая недоимка в бюджет. Бросить всё и ничего не делать? Возможно. В июле 2005 года в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены изменения, регламентирующие понятие недействующего юридического лица и порядок его исключения из ЕГРЮЛ. Юридическое лицо, которое в течение года не сдавало предусмотренную законодательством о налогах и сборах отчетность и не производило операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом). Решение регистрирующего органа о предстоящем исключении должно быть размещено в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц. Если в течение трех месяцев (то есть за время действия публикации) в регистрирующий орган поступят заявления от кредиторов, юридических или иных лиц, права и законные интересы которых затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, решение об исключении не принимается. В таком случае юридическое лицо может быть ликвидировано только в установленном гражданским законодательством порядке. Казалось бы, такой способ ликвидации подкупает своей простотой и низким уровнем затрат. Но если учесть текучку кадров в налоговых органах, невысокие зарплаты инспекторов, отсутствие единого систематизированного документооборота между отделами приходится признать: надеяться на собранность и внимательность налоговых служб и должное отношение к своим обязанностям не приходится. Да, и кредиторы иногда знакомятся с «Вестником государственной регистрации». Оказывается, «простой и эффективный» метод избавления от ненужного юридического лица полностью зависит от человеческого фактора и ненужную вам компанию могут просто не занести в списки недействующих юридических лиц, в то время как вы терпеливо будете выжидать год, умышленно не сдавая отчетность и заморозив на счете несколько рублей. Есть ещё возможность понадеяться на признание вашей фирмы отсутствующим должником, однако процесс расчистки государственного реестра юридических лиц от такого «балласта» путем банкротства отсутствующих должников запнулся о постановление пленума ВАС РФ от 20.12.2006 1, которое значительно усложнило подачу заявления на отсутствующих должников со стороны налоговых органов. До вступления в силу этого постановления только в период с января по май 2006 года из Управления ФНС по Москве в Арбитражный суд поступило около 14 тысяч заявлений, а с января по апрель 2007 года — единицы. Поскольку поставленная перед регистрирующим органом задача приведения в порядок государственного реестра и избавления от брошенных фирм остается нерешенной, а возможность ликвидации отсутствующих должников через процедуру банкротства в массовом порядке утрачена, то у налоговых органов не остается другой возможности, как использовать недавно появившийся институт недействующего юридического лица. Третий из упомянутых вариантов является наиболее легитимным. На фоне слияний и присоединений, когда фискальные или правоохранительные органы — случайно или намеренно — могут потянуть за старые ниточки и заинтересоваться прежним состоянием организации и начнут беспокоить бывшего генерального директора, учредителей... Подобная форма ликвидации юридического лица возможна, но ее надежность оставляет желать лучшего: обязанности переходят к вновь возникшему (слияние) или другому юридическому лицу (присоединение), то есть долги не исчезают. Как же действовать? Рассмотрим возможные стратегии в сфере несостоятельности, однако для начала внесем некоторую ясность в части дефиниций. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяет следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Нам из этого перечня понадобятся лишь наблюдение и конкурсное производство. Для начала дела о банкротстве требуется задолженность в размере более 100 тысяч рублей и арбитражный управляющий. Задолженность должна существовать более трех месяцев, быть признана судом (наличие решения суда) и в службе судебных приставов более месяца должен находиться исполнительный лист, полученный в соответствии с этим решением, если должник подает заявление сам на себя, решение суда и исполнительный лист не требуются. С одной стороны, это облегчает дело. С другой — на судебном заседании по рассмотрению поступившего заявления должнику придется доказывать «невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме» или «существенное осложнение хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника». Причем по отсутствию имущества (денежные средства на счетах, земельные участки, недвижимость, транспортные средства) суд потребует представить письменные доказательства. Об арбитражном управляющем. После введения в действие закона о банкротстве 2002 года формально порядок утверждения управляющего усложнился. Кредитор или должник имеют право указывать в заявлении только наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой будет утвержден управляющий (в отличие от закона 1998 года, когда в заявлении указывалась фамилия конкретного арбитражного управляющего). На практике же ничего не изменилось. Да, СРО предоставляет список из трех кандидатур, есть механизм отбора и утверждения судом одного кандидата из трех. Но, при несложном подходе к этому вопросу будет назначен именно тот, кто требуется. Можно, конечно , ни с кем предварительно не договариваться, указав в своем заявлении любую из 39 существующих в РФ СРО, отправить заявление в арбитражный суд по почте (или сдать в канцелярию), а затем ждать определения о назначении даты по проверке обоснованности указанной в заявлении задолженности. Если на суде наличие задолженности подтвердится, суд введет наблюдение, а из обозначенной СРО утвердит временного управляющего. И этот управляющий будет проводить анализ финансового состояния должника с такой тщательностью, что вы узнаете о своих грехах намного больше, чем предполагали до этого. У управляющего достаточно полномочий, включая доступ к любым документам должника. Мотивация управляющего проста — вытянуть вас на разговор «о справедливости» - иначе выявленные нарушения (вместе с заключением о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, устанавливающим факт причинения крупного ущерба, а также анализ финансового состояния предприятия) окажутся в распоряжении органов предварительного расследования. Если управляющий не обнаружит у должника ни денег, ни имущества, позволяющих погасить понесенные расходы и выплатить себе вознаграждение, эти расходы обязан будет погасить заявитель — в части, не погашенной за счет имущества должника. Если же заявителем выступает сам должник, управляющий задумается об обращении в суд с иском о привлечении руководства (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. Выводить все имущество подчистую, а затем бросать фирму на растерзание арбитражному управляющему нецелесообразно. Оптимальный вариант — оставить несколько десятков тысяч рублей на счете, чтобы хватило на вознаграждение управляющему в течение сроков наблюдения и конкурсного производства, а также на расходы, связанные с выполнением им своих обязанностей. Вознаграждение арбитражного управляющего составляет 10 тысяч рублей в месяц (минимум, предусмотренный законом о банкротстве). Дополнительные расходы потребуются: при наличии дебиторской задолженности (работа юриста по ее взысканию), а также при наличии имущества (оценка, публикации о торгах, а если это недвижимость, то — подготовка правоустанавливающих документов, охрана имущества и коммунальные платежи). Если же речь идет о фирме, не обремененной дебиторской задолженностью и имуществом, то стоимость ликвидации путем банкротства обойдется ориентировочно в 120 тысяч рублей и потребует семь месяцев или чуть более. Вывод: если у вас есть кредиторская задолженность в размере, допустим, двух тысяч долларов, дешевле заплатить, чем ликвидировать юридическое лицо таким сложным путем, как банкротство. Можно ли сократить сроки процедуры и уменьшить бюджет? Такая возможность имеется — банкротство ликвидируемого должника, относящееся к упрощенной процедуре банкротства. В этом случае стадия наблюдения отсутствует, остается только конкурсное производство. В рамках конкурсного производства срок действия обязательной публикации в «Российской газете» сообщения о признании должника банкротом сокращается с двух месяцев до одного, что дает экономию времени в один месяц. Однако есть и некоторые минусы - предварительно нужно будет начать обычную ликвидацию юридического лица по общей процедуре, получив в налоговом органе свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации и свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора. Затем «совершенно неожиданно» для себя ликвидационная комиссия обнаруживает недостаточность имущества для погашения требований всех кредиторов и в результате подает в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом. Закон о банкротстве указывает в такой ситуации (недостаточная для удовлетворения требований кредиторов стоимость имущества) не просто на возможность, но и на обязанность подачи заявления о банкротстве в суд (п. 2 ст. 224 закона о банкротстве)3. И если суд признает недостаточность имущества обоснованной, ликвидируемый должник будет признан несостоятельным, откроется конкурсное производство и будет утвержден конкурсный управляющий, который получит от прежнего директора должника все документы и печать - разместит публикацию в «Российской газете» об открытии конкурсного производства, составит реестр требований кредиторов, направит запросы в регистрирующие органы и банки о наличии имущества, проведет собрание кредиторов, где отчитается о том, что имущество не выявлено, сдаст документы по личному составу на государственное хранение, составит ликвидационный баланс и передаст эти документы в суд вместе с отчетом. Получив на руки определение о завершении конкурсного производства, дальнейшая работа по ликвидации фирмы упрощается. Составление заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с заверением подписи у нотариуса не требуется, управляющему останется представить в налоговый орган подлинник определения о завершении конкурсного производства и дождаться получения свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании решения суда. Свидетельство передается в материалы дела арбитражного суда, который рассматривал дело о банкротстве. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, будут считаться погашенными. И, как указывает ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Нормативная база 1. Постановление пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» от 20.12.2006 № 67. 2. «Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются» — п. 1 ст. 225 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. 3. Причем такая обязанность может быть возложена на должника не только в случае ликвидации. Перечень ситуаций, когда должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом в ходе обычной хозяйственной деятельности приведен в ст. 9 закона о банкротстве. 4. В соответствии с п. 2 ст. 21 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Предоставление иных документов (заявления либо документа, подтверждающего оплату госпошлины) не предусмотрено, что подтверждается письмом Федеральной налоговой службы от 13.01.2005 № ШС-6-09/5@, в соответствии с которым с 01.01.2005 не будет взиматься государственная пошлина при государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией в случае применения процедуры банкротства.
Яндекс.Метрика