Кризис сейчас не только на фондовом и валютном рынках.
Несколько недель продолжаются чрезвычайные сложности в МИФНС № 46 по г. Москве.
МИФНС № 46 - это инспекция, являющаяся основным регистрирующим органом в златоглавой. В ней проходит первичная регистрация юридических лиц и все регистрационные действия по изменениям, включаемым в учредительные документы и в ЕГРЮЛ.
С сентября месяца процесс регистрации фирм был парализован в связи с введением в действие УФНС по г. Москве нового регламента проверки совпадения юридического и фактического адресов.
Регламент действий по проверке адресов регистрации (для внутреннего пользования) был принят в конце июля 2008 года.
Какое-то время проходил процесс понимания сотрудниками налоговых органов его текста. И, после месяца осмысления, процесс запустили во всю мощь.
Вот, что предполагалось по Регламенту, и что сейчас происходит на самом деле.
В теории:
в соответствии с нормами Регламента, каждое организуемое юридическое лицо обязано проверяться на наличие у него соглашения с владельцами помещения, в котором оно собирается вести свою деятельность и обозначенное в заявлении на регистрацию как «место нахождения» юридического лица (в разговорном языке – «юридический адрес»).
Согласно, описанному в Регламенте порядку МИФНС № 46 при получении документов на регистрацию обязана направить в соответствующую ТИФНС запрос на проверку данных об адресе, и территориальная ИФНС за три дня с момента получения запроса должна связаться с хозяином и подтвердить или опровергнуть данные. Если за 3 дня выяснить не получилось – дается еще 3 дня.
При этом на процедуру регистрации положено 7 календарных дней.
Обмен данными между МИФНС № 46 и территориальными ИФНС проводится в электронном виде. Протоколы о результатах проверки, составленные работниками «поместных» ИФНС и подписанные владельцами помещений и должностными лицами ТИФНС, – остаются на хранение на месте. На данных Протокола должно выноситься решение – о регистрации либо об отказе в регистрации фирмы.
Подобный порядок предусмотрен для действующих компаний, проводящих смену адреса местонахождения.
Есть 3 варианта развития событий:
1. Собственник официально подтвердил договорные отношения с регистрируемой организацией. Тогда выносится решение о регистрации.
2. Владелец отрицает договорные отношения с регистрируемой организацией. Это приводит к отказу в регистрации компании.
3. Связь с хозяином помещения подтвердить не получилось. В этом случае МИФНС № 46 обязана вынести решение о регистрации. А определение хозяина должно быть в любом случае продолжено до момента нахождения и фиксации факта предоставления им помещения регистрируемой компании.
На деле:
из текста Регламента понятно, что его процедура – сложно выполнима.
7 календарных дней, на принятие решения о регистрации либо об отказе в регистрации – срок очень маленький.
Серьезно увеличилась нагрузка на работников территориальных ИФНС, которые обязаны теперь функционировать как сыщики и передвигаться по городу с документами.
Все осложняется тем, что МИФНС № 46 не передает информацию из гарантийных писем в территориальные ИФНС. Эти данные могли облегчить поиск владельца, ведь у здания их может быть много.
(*Гарантийное письмо в последнее время вошло в перечень обязательных документов, рекомендованных ИФНС № 46 для предоставления в составе пакета на госрегистрацию, чтобы избежать отказа.)
В результате, в связи с нехваткой работников, информации и желания соблюдать положения регламента основная часть запросов из МИФНС № 46 без ответны.
Несмотря на то, что в таких случаях МИФНС № 46 должна выносить решение о госрегистрации – на деле при отсутствии ответа от хозяина помещения выдаются отказы - «в связи с предоставлением недостоверных сведений».
Из-за нежелания разыскивать собственников и из-за нехватки трудовых кадров, страдают добропорядочные компании.
У многих фирм, которые вносят изменения в данные о месте нахождения в ЕГРЮЛ, из-за отказа в регистрации деятельность останавливается, так как территориальные ИФНС блокируют расчетные счета и не выдают многие важные документы до окончания процедуры перерегистрации на «фактический адрес».
В связи с незаконными отказами заявители подвержены крупным финансовым потерям. Пошлины за госрегистрацию изменений не возвращаются, а многие прибегают к услугам юристов, работа которых уходит в никуда.
Статистика:
в июле и раньше в органы статистики попадала информация о 1000 зарегистрированных фирм в день, то в последние две недели – не больше 300.
По оценкам за 10 дней с «введения Регламента» от произвола регистрирующего органа в Москве пострадало более 4 тысяч юридических лиц.
Своими глазами:
Количество выдаваемых за день талонов на отказы скоро сравнится с количеством поданных дел на первичную регистрацию.
На «стене плача» (стенд, на который вывешиваются все отказы) – только отказы по изменениям, а список этих отказов занимает весь стенд (до этого места хватало и для отказов по первичной регистрации).
В зале получения, людей, ожидающих документы по отказам, в несколько раз больше чем, получающих Свидетельства о регистрации.
Решения о регистрации вновь создаваемых юридических лиц принимаются ближе к вечеру, когда нет возможности повлиять на результат (прием у начальника инспекции закончен, как и рабочий день владельца помещения).
Доступа к налоговикам, выносящим решения, нет. Поэтому люди постоянно дежурят у стен МИФНС в ожидании чуда.
Натерпевшиеся за это время юристы собирают подписи для подачи петиции Президенту и Генеральному прокурору РФ.
В ближайшее время запланирован пикет территории 46 налоговой.
Положения Регламента противоречат законодательству о госрегистрации: у регистрирующего органа нет права проверять документы на подтверждение адреса местонахождения и тем более ставить государственную регистрацию организации в зависимость от полученных сведений.
Происходящее сейчас на самом деле – не укладывается не только в законодательные рамки, но даже и в положения указанного Регламента.
На данный момент регистрация компании ставится в зависимость от решения 46-й инспекции. С первого раза создать организацию практически нельзя, даже при предоставлении документов на юридический адрес и подтверждения владельца помещения.
Никаких доказательств того, что с владельцами помещения действительно был установлен контакт, и он не заверил наличие договорных отношений с компанией, получившей отказ, не представляется. Чиновники предлагают верить им «на слово».
А собственники заявляют о том, что с ними никто не контактировал.
Доходит до того, что собственник помещения, зарегистрировавший в этом помещении собственную фирму, получает отказ со ссылкой на отсутствие подтверждения адреса. Так же генеральному директору-учредителю, регистрирующему фирму на свой домашний адрес, объясняют, что единоличный исполнительный орган по указанному адресу не располагается, несмотря на прописку.
В который раз ни в чем не повинные предприниматели являются жертвами борьбы с однодневками.
А отсутствие надлежащего контроля за механизмом и заинтересованности приводит к полнейшему произволу на местах.