ККТ требует особенного внимания, как бизнесменов, так и со стороны контролирующих органов. Сейчас предложение подобной продукции очень велико. Но нужно помнить, что не всю технику можно спокойно применять в работе.
Организации и бизнесмены, осуществляющие наличные расчеты, по закону должны при проведении денежных операций использовать контрольно-кассовую технику или бланки строгой отчетности (БСО). Как и любое правило игры, установленное государством, применение ККТ должно быть согласовано с рядом норм.
В Государственном реестре контрольно-кассовых машин (ККМ) кассовые аппараты разделены по классам: пассивные системные ККМ, активные системные ККМ, автономные ККМ, фискальные регистраторы. Необходимо знать, что не все кассовая техника, продаваемая сегодня, легализована государством. За применение аппаратов кассового контроля не соответствующего образца, то есть, не вошедших в Государственный реестр подобных средств, предусмотрены штрафные санкции, в соответствии с КоАП РФ.
Вся кассовая техника, легально разрешенная к применению, обязательно проходит особую процедуру, говорит начальник отдела обеспечения ведения Государственного реестра ККТ Анатолий Сурков:
— При включении данных о видах ККМ в Государственный реестр контрольно-кассовых машин Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ применяет материалы экспертиз, гарантирующих соответствие моделей кассовой техники, установленным техническим требованиям к кассовым машинам для определенных областей их использования.
Весь список кассовых машин, легализованных для применения, в свободном доступе можно получить на сайте Федерального агентства по промышленности (www.rosprom.gov.ru). Недавними новшествами госреестра стали контрольно-кассовые машины: «СПАРК-617ТК версия 01», «СПАРК-617ТК версия 02», «МИКРО 103К версия 02», «МИКРО 104К версия 02», «ШТРИХ-ТАКСИ-К», «Flaton-11K», «Велес-01К», «МИНИКА 1102.3К», «МИНИКА 1105К», «СП301ФР-К».
Современные требования
Закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ставит три главных правила к такой технике. Первое, аппарат обязан быть зарегистрированным в территориальной налоговой инспекции фирмы или индивидуального предпринимателя. Второе, ККМ обязана быть полностью работоспособной и опломбированной в надлежащем порядке. Третье, техника обязательно должна иметь фискальную (контрольную) память и работать в фискальном режиме. Полный перечень норм применения кассового оборудования размещен в «Положении о применении и регистрации контрольно-кассовой техники», утвержденном постановлением правительства от 23 июля 2007 г. № 470. В этом же положении определена процедура регистрации подобной техники в ИФНС.
Следует отметить, что с апреля 2008г., в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 9.04.2008 г. № ММ-3-2/152, несколько видоизменился бланк, заполняемый при постановке ККМ на учет. Например, нет нужды перечислять данные о номерах расчетного, текущего и других счетов организации, в том числе и о том, в каких банках и когда они были открыты. Также при оформлении регистрации не нужно описывать все имеющиеся у компании филиалы со списком адресов и телефонов. А для того, чтобы поставить на учет кассу в обособленном подразделении, теперь не нужно заполнять бланк от лица головной организации: сейчас это сможет сделать и представитель филиала. Требуется в первой строчке бланка прописать реквизиты основного предприятия и подразделения, а в следующей — ФИО и телефон руководителя филиала.
К заявлению необходимо приложить: паспорт ККТ и контракт о ее технической поддержке, подписанный с центром технического обслуживания (ЦТО). Для того, чтобы налоговики поставили кассовый аппарат на учет контрольно-кассовой техники, дается 5 рабочих дней с даты подачи всех требуемых документов. После этого налоговики обязаны вручить представителю организации карточку регистрации и включить в паспорт ККТ отметку о постановке аппарата на учет.
К тому же, по обновленным правилам, налоговики не должны заблаговременно уведомлять бизнесменов о завершении срока применения их кассового оборудования. Органы теперь только ставят в карточке регистрации ККТ год выпуска аппарата и нормативный срок его амортизации, а компаниям положено самим следить за тем, чтобы не превышался лимит эксплуатации оборудования. По окончании срока налоговики обязаны снять кассовое оборудование с учета. Ранее инспекторы уведомляли о завершении срока амортизации кассового аппарата за тридцать дней, теперь они говорят об этом не позже даты, следующей за днем окончания «срока годности», то есть, грубо говоря, уведомляя о допущенном нарушении.
Чуть легче решается вопрос с перерегистрацией или досрочным снятием с учета кассового аппарата. Заявление, подаваемое в ИФНС, пишется в произвольной форме, к нему прикладывается паспорт ККТ и регистрационная карточка. После оформления перерегистрации, налоговики обязаны прописать все требуемые отметки за 5 рабочих дней и по истечении этого срока отдать бумаги представителю организации. Если же разговор идет о снятии ККМ с учета, регистрационная карточка компании не возвращается.
Уходим от нарушений
При осуществлении денежных операций фирмам необходимо знать, что не только отсутствие контрольно-кассовой техники считается серьезным нарушением постановления Высшего Арбитражного Суда (ВАС РФ) от 31.07.2003 г. № 16, предусматривающим административную ответственность за не использование ККМ. Если техника есть, но он не зарегистрирован в ИФНС, это соответствует его отсутствию. То же самое относится к бизнесменам, использующим кассовые аппараты, не включенные в Государственный реестр. Штрафные санкции и компаниям, эксплуатирующим ККТ без фискальной памяти. Если у аппарата отсутствует пломба ЦТО или на ней есть повреждения, свидетельствующие о том, что, видимо, кто-то получал доступ к фискальной памяти, или аппарат пробивает чек на сумму, менее уплаченной покупателем, то за все эти нарушения организация уплатит от тридцати до сорока тысяч рублей. Кассиру, совершавшему операции на кассе, не подходящей хотя бы по одному из упомянутых пунктов, угрожает денежное взыскание в размере от трех до четырех тысяч рублей.
Штрафные санкции за одно нарушение налагаются один раз. Рассказывает Дмитрий Ряховский, директор учебно-методического центра по подготовке профессиональных бухгалтеров и налоговых консультантов:
— Если кассир не пробил чек, он нарушил нормы работы с наличностью и не использовал ККМ. При этом налоговики могут попробовать складывать штрафы. Однако это незаконно. В соответствии с п. 2 статьи 4.4 КоАП РФ, если за одно и то же нарушение ответственность предусматривается 2-мя и более статьями КоАП, то накладывается только 1 штраф — тот, который весомее.
Для того чтобы не страшиться проверок ИФНС, контролирующих корректную работу кассовых аппаратов, и уйти от неприятных последствий — нужно только осторожно отнестись к выполнению всех правил, предусмотренных законодательством о ККМ.
УСТРАНЯЕМ НЕДОДЕЛКИ
Если в течение проверки налоговики обнаружат нарушение в эксплуатации кассового аппарата, он составит по этому факту соответствующий акт. В случае, если в организации в данный момент присутствует должностное лицо, контролер оформит также протокол и на него. В этих документах будут определены действия, которые обязана произвести провинившаяся организация. Затем представитель компании должен явиться в ИФНС для визирования протокола. Если в обозначенное время он не появится, у налоговой появиться повод для административного расследования и розыска. В общей сложности требовать визирования этого документа можно не более 2-х месяцев. По окончании этого времени дело закрывается. Однако не стоит надеяться, что вам простят найденные нарушения: налоговики возьмут организацию на контроль и будут использовать другие методы влияния. Например, уведомят о нарушении торговый отдел местной администрации, который может просто не пролонгировать документы на право ведения торговли.